Церенова Нина Михайловна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка»

Проект «Неизведанное рядом»

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Актуальность проекта

Передача готовых знаний о мире – далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Цель проведения совместных со взрослыми экспериментов – это дать ребенку возможность самому открыть что-то новое. Ребенок познает радость открытия нового, узнает необычные свойства привычных предметов, этим самым расширяет свои представления о мире. Преодолевая трудности, возникающие по ходу проведения эксперимента, он развивает волю, терпение и способность отстаивать свое собственное мнение.

Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а все, что они усвоили от взрослого, затем становится достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

На основании вышеизложенного и с целью повышения познавательно-исследовательской активности детей, нами был разработан данный проект.

Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в развитии познавательно – исследовательских способностей дошкольников, мышления, воображения и коммуникативной компетентности.

Проблема: У детей слабо развита способность получения информации о новом объекте в процессе его исследования.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели и  родители воспитанников

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

По характеру участия ребёнка: ребёнок – субъект проектирования

Продолжительность проекта: долгосрочный  (с 01.09.2020 по 31.05. 2021)

Цель: привлечение детей и родителей к проблемам развития познавательных способностей детей через совместное с родителями экспериментирование.

Задачи:

1. Формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3. Расширение перспектив развития поисково–познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Содействовать развитию у детей познавательных способностей и познавательной деятельности, расширение кругозора детей.

5. Объединить детей и взрослых  общим делом – в процессе проведения домашних опытов

Предполагаемый результат:

- У детей будут сформированы основы диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей).

- Дети приобретут собственный познавательный опыт.

- Посредством осуществления совместной поисковой и исследовательской деятельности, сотрудничества и соавторства педагог – ребенок – родители произойдет сплочение детско–родительского коллектива.

Этапы проведения проекта:

Подготовительный этап:

- Анкетирование родителей на тему «Ваше отношение к поисково – исследовательской активности детей»

- Консультация для родителей «Практические рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях».

Практический этап:

- Проведение опытов и экспериментов (домашнее задание) по рекомендациям педагога.

Заключительный этап:

- Оформление фотоальбома «Странички юного исследователя»

- Создание картотеки экспериментов и опытов для детей старшего дошкольного возраста.

Предварительная работа:

- Поиск необходимого материала по теме

- Организация и проведение опытов и экспериментов по темам: «Такое разное стекло», «Превращения бумаги», «Вода, вода – кругом вода», «Невидимка воздух» и др.

- Дидактические игры на закрепление свойств предметов и объектов природы.

Роль родителей в реализации проекта

- Сбор информации по теме проекта

- Участие в анкетировании

- Участие в создании фотоальбома

- Усвоение материала из консультаций и применение его на практике

Продукт проектной деятельности

Создание фотоальбома «Странички юного исследователя»

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

 Модель реализации проекта

 

Направление работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

Педагогическая деятельность (подготовка к проекту)

Изучение методической литературы.

Составление плана проекта.

Подбор опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.

01.09.2020 – 01.10.2020

Педагогическая деятельность с детьми

«Овощи – фрукты» - познакомить детей с приготовлением сока из яблок, моркови и апельсина с использованием различных средств: терки, ситечка, соковыжималки, блендера (на выбор). В процессе приготовления выделять и называть признаки: сладкое, кислое, сочное, круглое, твердое и т.п.

Результат – получение и дегустация сока.

«Дерево» - расширять представления о свойствах древесины, учить самостоятельно определять свойства и качества дерева: твердое, прочное, плавает, горит и т.п. Показать детям, как люди используют дерево и его свойства.

Результат – дети сделают вывод: дерево твердое, прочное, не тонет, горит.

«Воздух» - выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха. Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня.

Результат – опытно-экспериментальным путем дети выявят некоторые свойства воздуха. Итоговое занятие по познавательному развитию «Важный невидимка»

«Стекло» - познакомить детей со свойствами стекла.

Опыт «Родственники стекла» - узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора, сравнить их качественные характеристики и свойства.

Сравнить качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта: прозрачность, теплопроводность, водонепроницаемость.

Результат  - итоговое занятие по познавательному развитию «В мире стекла»

«Вода» - дать представление о свойствах жидкостей: способность растворять вещество, пропускать или рассеивать свет и т.п. Опыты: «Сравнение плотности соленой и чистой воды», «Диффузия воды» (смешивание воды с другими жидкостями), «Очищение воды с помощью угольного фильтра», «Прозрачность воды», ««Разноцветные льдинки» -  познакомить с двумя агрегатными свойствами воды – жидким и твердым, выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Результат – самостоятельная опытно-экспериментальная деятельность детей.

«Живая природа. Растения» - опыты: «Куда тянутся корни?» - установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды; «Много – мало» - выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

Результат – самостоятельная опытно-экспериментальная деятельность детей.

«Живая природа. Растения» - опыты: «Куда тянутся корни?» - установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды; «Много – мало» - выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

«Магниты, магнетизм» - опыты: «Необычная картина» -  объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картины, «Полярное сияние» - понимать, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.

«Яйцо» - расширить представления детей о физических свойствах предмета (яйца). Познакомить со строением яйца: желток, белок, скорлупа. Учить находить сходства и отличия у сырого и вареного яйца путем экспериментальных действий (с применением метода наглядного моделирования, включающего, рассматривание схемы «От яйца до курицы»)

«Земля. Космос» - опыты: «Далеко – близко» - познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха; «Чем ближе, тем быстрее» - узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.

«Звук» - опыты: «Спичечный телефон» - познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние; «Звуки в воде» - выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела);  «Почему комар пищит, а шмель жужжит» - выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Сентябрь 2020

Октябрь 2020

Ноябрь 2020

Декабрь 2020

Январь – февраль  2021

Март 2021

Апрель 2021

Май 2021

Работа с родителями

Участие родителей в анкетировании  «Ваше отношение к поисково – исследовательской активности детей»

Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования картотеки экспериментов и опытов.

Участие в оформлении фотоальбома «Странички юного исследователя»

На протяжении всей реализации проекта

Литература

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 – 7 лет. Воронеж,2014,

151 с.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ Сфера, 2015, 192 с.

3. Иванова А.И. Методика организации экологических опытов и экспериментов в детском саду. М.: 2019, 56 с.

4. Прохорова М.И. организация экспериментальной деятельности дошкольников. М.: АРКТИ, 2015, 64 с.

5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие». СПб, 2007, 128 с.

6. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха. – Агентство образовательных сотрудничеств, 2007,  48 с.

12 января 2021 в 17:47

Прикреплённые файлы:

Документ: Проект «Неизведанное рядом»

Описание файла:

Файл называется: prezentacija1_cco0a.pptx

Это официальный файл организации «Церенова Нина Михайловна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка»», в нём содержится Проект «Неизведанное рядом».

Размер файла: 4,05 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.