Церенова Нина Михайловна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка»
|
Статья.Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников.Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников. Церенова Н.М. воспитатель МКДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Под экспериментированием мы понимаем особый способ практического освоения действительности, направленный на создание условий, в которых окружающие предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Ребенок дошкольного возраста имеет в основном наглядно - действенный тип мышления. Это один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. А это и есть повседневное, бытовое экспериментирование. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. «Не попробуешь - не узнаешь» - гласит народная мудрость. Экспериментирование как специально - организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Известный психолог Н.Н. Поддъяков впервые ввел понятие «детское экспериментирование», и считал его неразрывно связанным с игрой. Николай Николаевич Поддъяков предлагает анализировать структуру экспериментирования детей в соответствии с деятельностным подходом, выделяя следующие компоненты: субъекты эксперимента, их потребности и мотивы, цели, объекты, используемые средства, процесс эксперимента и его результаты. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены опосредованно. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства как метод, наиболее полно выражающий деятельностный подход к образованию, выраженный в требованиях ФГОС. Основная задача дошкольного учреждения поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Для побуждения детей к исследовательской деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная развивающая среда в группе. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода самореализации. В группе должен быть создан центр экспериментирования, в котором должно находиться разнообразное оборудование. Эксперименты в детском саду можно разделить на 2 группы: - Эксперименты, разработанные педагогом с подробным объяснением сути преобразования объекта эксперимента (опыты с водой, льдом, воздухом, красками и пр.) - Опыты-фокусы. В некоторых случаях эксперимент можно преподнести детям в виде яркого, увлекающего сюрприза, с целью удивить. Такие эксперименты также развивают познавательный интерес ребенка к окружающему миру, дают возможность увидеть «волшебство» преобразования, казалось бы, привычных вещей. Сейчас появилось множество новых современных материалов и веществ, которые можно использовать в детском экспериментировании, например искусственный снег из мыльной пены для бритья, «танцующие капли» ньютоновской жидкости, стремительно расплывающийся в необычные узоры краситель в молоке, к которому прикоснулись намоченной в средстве для мытья посуды ватной палочкой, «танцующая» в газированной воде виноградина … Что необычного в молоке, средстве для мытья посуды и краске? А ребенок увидит стремительный танец узоров. Необязательно подробно объяснять причину изменений, происходящих с объектом эксперимента, если они еще недоступны для понимания, основаны на пока еще неизвестных ребенку законах физики и химии. Достаточно простого объяснения – «такой уж секрет у соединения молока и мыла». Также нужно отметить спонтанно возникшее бытовое экспериментирование детей (заинтересовавшее ребенка прилипание мокрой варежки к забору на прогулке, таяние снега в ладони, отлетание случайно отпущенного незавязанного воздушного шарика…), а также самостоятельная деятельность в уголке экспериментирования. Активность в процессе этой исследовательской деятельности идет полностью от самого ребенка. В этом случае ребенок в экспериментировании удовлетворяет свои потребности, свои интересы. Воспитатель должен быть готов проявить внимание к ребенку-исследователю, подробно ответить на возникшие вопросы. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно действующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их осознания и освоения. Работа в «лаборатории» группы предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы познания окружающей действительности. Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. При постановке экспериментов в дошкольном учреждении педагоги должны учитывать следующие факторы - Дети свободны, они не обязаны проводить опыты. Экспериментирование должно быть построено на исследовательском интересе детей, вызывать у них желание узнать, что произойдет в результате. - Невозможно спланировать заранее точную продолжительность эксперимента. Если ребёнок работает с увлечением, не нужно его прерывать только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. И наоборот, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, следует прекратить его ранее запланированного срока. - Во время детского экспериментирования, если это возможно, не следует жёстко придерживаться ранее намеченного плана. Иногда следует разрешить детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. - Во время проведения эксперимента дети будут общаться между собой, не следует ждать от них тишины. Дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения и, кроме того, детям хочется поделиться своими открытиями. Лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Поэтому при проведении экспериментов я создаю такие условия, которые способствуют общению детей друг с другом, их раскрепощению. - Необходимо учитывать индивидуальные различия между детьми. Педагог должен заранее планировать количество детей в подгруппе, с которой проводится эксперимент, не настаивать, если нерешительный или заинтересованный чем-то другим в данный момент ребенок отказывается заниматься исследовательской деятельностью. Дошкольные учреждения, в отличие от школы, дают широкие возможности для реализации принципа индивидуального подхода к детям. Так, у одних склонность к экспериментированию выражена очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, поскольку лишение детей, обладающих «исследовательской жилкой», возможности постоянно встречаться с новым оказывает на них неблагоприятное влияние. Чтение книг и рассматривание картинок не компенсируют отсутствия непосредственного познания мира путем запечатления. В то же время не стоит неволить тех, у которых особых склонностей к исследовательской работе нет. - Фиксация результатов эксперимента – желательное, но необязательное условие. Достаточно обсудить с детьми результаты эксперимента, сделать выводы. - Следует помнить, что ребёнок имеет право на ошибку. - Важно применять адекватные способы вовлечения детей в работу. Всё время приходится решать задачу: как сделать, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. Для этого я использую такие приемы: 1. Работа руками детей. (Действие выполняется воспитателем, взявшим в свою руку - руку ребенка). 2. Совместная работа ребёнка и воспитателя. 3. Разделение одного действия на несколько мелких, поручаемых разным детям. 4. Помощь воспитателя ребёнку. 5. Работа воспитателя по указанию детей. «Ребята, что мне нужно сделать, прежде всего?». При использовании этого приёма я иногда специально допускаю неточность выполнения, ошибку, чтобы привлечь внимание детей к ответственному моменту, даю детям возможность внести исправление. В основе всех этих приёмов лежит мое непосредственное участие в эксперименте, но таким хитрым образом, чтобы оно осталось для детей как бы невидимым, чтобы им казалось, что они работают самостоятельно, а я, воспитатель, воспринимаюсь как участник эксперимента, а не контролёр за работой. 6. Соблюдение правил безопасности - это предмет особого внимания. Увлекаясь работой, дети забывают следить за своими действиями, и поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности полностью ложится на воспитателя. 7. Очень важным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Я стараюсь это сделать так, чтобы дети в непринуждённой форме делились радостью открытия или решали какую-то экспериментальную задачу, требующую анализа всего изученного материала. Экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения, что и является проявлением познавательной активности дошкольника. Литература: 1. Костюченко М.Н. « Экспериментируем!» Дошкольное воспитание.- 2006.- №8.- с.27 2. Поддъяков Н.Н. « Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей» – М.: Российское психологическое общество, 1998.- 85 с. 6 3. Савинова И.А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования. «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения». 2008. № 12.- с.112-118. 12 января 2021 в 17:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.