Церенова Нина Михайловна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка»

Школа волшебства Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Тип занятия: интегрированное

Вид занятия: познавательное

 

Тема: Школа волшебства

Цель: систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений  о свойствах магнита.

Задачи:

Образовательные: расширить представления о магните и его свойстве притягивать предметы.

Развивающие: развивать познавательные интересы детей, любознательность.

Воспитательные:воспитывать интерес к окружающему нас миру предметов, бережному отношению к нему, приобщать к способам безопасной работы с ножницами.

Предварительная работа: игры с магнитной доской, опыты с магнитом, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»

 Словарная работа: магнит, притягивать.

Дидактический ряд: железные, пластмассовые, деревянные предметы, кусок ткани, магниты, тарелки для раздаточного материала, листок наблюдений для занесения результата проведения эксперимента, коробочки, стаканы с водой, рыбки из цветной клеёнки с глазиком-магнитом, скрепки, конструкция «летающая бабочка», простой карандаш, скотч, нитки, ножницы, цветная бумага (заготовки для бабочек), магнит и модели цветов на полу.

Техническое оснащение:музыкальный центр, музыкальное сопровождение.

Ход  НОД:

I. Проблемная ситуация.

- Ребята, я сегодня получила письмо. Интересно от кого оно. Давайте его прочитаем.

- Привет, ребята! Это я, Незнайка. У моих друзей Шпунтика и Винтика сломалась машина. Я хотел им помочь её отремонтировать, но для ремонта нужны только железные детали. А я не знаю, как их определить. Помогите мне, пожалуйста.

 - Ну как, ребята, поможем Незнайке? Как мы сможем отличить железные детали от остальных? (при помощи магнита)

- Это обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит

А вы хотите узнать его секреты?

Тогда я приглашаю вас в школу волшебства.

-Давайте превратимся в волшебников, а для этого скажем слова, послушайте какие:

-Топ-топ! Хлоп-хлоп!

Вокруг себя повернись

В маленьких волшебников

Скорее превратись!

-И вот теперь мы настоящие волшебники, садитесь за столы.

 

II. Основная часть. Свойства магнита

 1.Опыт «Всё ли притягивает магнит?»

-А всё ли притягивает магнит? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем:

«Важное дело - эксперимент!

В нём интересен нам каждый момент!»

-У вас на столах лежит множество предметов из разных материалов. Вам нужно отобрать только железные.

1. Поднести магнит по очереди ко всем предметам.

2. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложите в коробочку.

 

2. Проверка. Занесение результата наблюдения в таблицу.

- Расскажите, что вы делали? (провёл магнитом над предметами, и  все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает все железные предметы).

- А какие предметы магнит не притянул? Назовите их. (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, бумагу).

- А для того, чтобы мы запомнили хорошо, давайте отметим результат эксперимента в «Листке наблюдений». Проведите линию от магнита к тому предмету, который он притянул.

(у детей на столах листки наблюдений, простые карандаши)

Вывод: Магнит притягивает только железные предметы . Чтобы отделить их от остальных, надо использовать магнит.

- Как нам сообщить об этом Незнайке?

- Мы отошлём ему письмо. Отправим нашу таблицу  и магнит.

 

3.Физминутка

Игра «Притягивает - не притягивает»

- Ребята, поиграем в игру. Я называю  предмет и бросаю мяч. Вы должны поймать мяч, если магнит притягивает предмет, и спрятать  руки, если магнит не притягивает предмет.

 

4. Легенда о магните.

- А теперь сядьте на ковёр и послушайте.

(звучит спокойная музыка)

Я расскажу вам одну старую легенду.

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнас пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивает

к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа.  Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

- Понравилась ли вам эта легенда?

- Почему магнит так назвали?

 

5. Игра-опыт «Рыбалка»

-Садитесь на свои места, продолжим знакомство с магнитом.

-Работаем в паре. Вы будете ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита по очереди. Что надо сначала сделать?

1.В стакан с водой опустить рыбок.

2.Вести магнит по внешней стенке стакана. После того, как рыба клюнет, медленно двигать магнит по стенке стакана вверх.

- Расскажите, что вы сделали?

- Что получили? (рыбка следует за движением вверх)

- Что же двигало рыбку? (магнитная сила)

- Проходят ли магнитные силы через стекло, воду?

Вывод: Магнитная сила действует сквозь стекло и воду.

6. Игра-опыт «Летающая бабочка»

- Сейчас я вам покажу фокус «Летающая бабочка».

(показываю конструкцию)

-Кто догадался, почему моя бабочка летает?

-К ней прикреплена железная скрепка. Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение, летает.

-Дети, вы хотите сделать «летающих бабочек?

7. Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик мой танцует

Этот вот кружок рисует.

Этот пальчик ловко скачет,

Будто лёгкий-лёгкий мячик.

А мизинчик мой, малышка

Ноготком скребёт, как мышка.

А большой мой толстячок,

Тот улёгся на бочок.

Так все по порядку

 Пальцы делают зарядку.

8. Продуктивная деятельность «Летающая бабочка»

-Для этого вам потребуется скрепка, бумажная бабочка, нитка, скотч и магнит.

Звучит спокойная музыка; дети изготавливают конструкцию «Летающей бабочки» и проделывают фокус с ней.

-Возьмите заготовки из цветной бумаги, сложите пополам и вырежьте по контуру бабочек.

-Прикрепите на бабочку скрепку. Возьмите ниточку с магнитом и поднесите к бабочке. Попробуем приподнять свою бабочку в воздух.

 

-У нас в группе есть цветочная поляна. Мы посадим своих бабочек на цветы. Пусть они украшают нашу группу и радуют своей красотой. А нам пора превращаться в ребят.

Встаньте в круг.

Вокруг себя повернись

И в ребяток превратись!

III. Заключительная часть

Рефлексия

- Кем сегодня были?

- С каким волшебным камнем познакомились?

- О каких свойствах магнита вы узнали?

- Где мы можем увидеть его волшебные силы? 

12 января 2021 в 18:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.