Церенова Нина Михайловна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка»
|
Организация опытно - экспериментальной деятельности детей в летний период Консультация для педагоговСамое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам. Ральф У. Эмерсон
Современные дети крайне редко бывают на природе. Общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и видеофильмы. Особенность такого времяпрепровождения пассивная роль малыша, когда он выступает, в основном, в роли потребителя информации. Ему ничего не нужно искать, все желаемое можно получить в готовом виде, достаточно лишь нажать кнопку. Конечно, передачи о животных, о природе привлекают ребенка, расширяют его кругозор. Но согласитесь, что между красочной картинкой на телеэкране и реальностью существует большая разница. В природе мы воспринимаем окружающее не только глазами, но и через тактильные ощущения, запахи, звуки. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыт - это наблюдение, которое проводиться в специально организованных условиях. Значение опытов очень велико. Они развивают наблюдательность, мыслительную деятельность, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты также имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся они чаще всего в старших группах детского сада. В младших и средних группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба, «точка удивления». Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания от имени сказочного героя – куклы. Если детей младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность, то и кукла «Зайчик - Любознайчик», который многое хочет узнать и всем интересуется. С детьми среднего дошкольного возраста экспериментирование часто строится на стремление вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их «Хрюша- Удивлюша», «Утенок- Удивленок». Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов «отчего?», «почему?», «зачем?» и т.д. Часто этим занимается и озорная девочка «Почемучка», герой сказки Носова Знайка. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Вместе с детьми составляют правила работы с различным материалом: с водой Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду – не беда: Тряпка под рукой всегда. Фартук – друг: он нам помог, И никто здесь не промок. со стеклом Со стеклом будь осторожен - Ведь оно разбиться может. А разбилось – не беда, Есть ведь верные друзья: Шустрый веник, брат – совок И для мусора бачок – Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут. с песком Если сыплешь ты песок – Рядом веник и совок. с огнем Помни правило: огонь Никогда один не тронь! по окончании работы Ты работу завершил? Все на место положил?
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними. В начале эксперимента – опыта объясните детям, что именно вы собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований, но не оценивайте высказывание. Для развития мышления очень важно научить прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить гипотезу: «Что нужно сделать? Почему? Побуждайте ребенка как можно больше говорить. Пусть он сформирует выводы: что нового ему удалось выяснить». Дети должны быть активными участниками обсуждения. Не формируйте за них выводы, сделайте это совместно (если нужно, то с вашей помощью). Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой деятельности с повседневной жизнью, с наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде, использовать в играх детей. Даже совсем маленький ребенок активно экспериментирует, познавая мир. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, НОД, прогулку, сон и т.д. Существует мнение, что экспериментирование является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Деятельностью, которой дети охотно занимаются и которая дает очень многое для развития. Одна из важнейших задач – это становление мышления. Именно поэтому экспериментирование с природными материалами должно быть доступно каждому ребенку. Конечно, это создаст для вас дополнительные хлопоты. При проведении опытов может рассыпаться песок или разлиться вода, но вы можете сразу договориться о совместном поддержании порядка. Экспериментировать можно как в помещении, так и на улице, во время летних путешествий, прогулок. Выделите для этой цели небольшой уголок в группе или на участке. Приготовьте столик, за которым можно работать. Накройте его клеенкой или же поставьте небольшой поднос для природного материала. Оборудование для проведения опытов не требуется затрат: возьмите стаканчики разного размера из-под йогурта, сметаны, емкости из-под фруктов, пирожных, палочки от мороженого. Не пожалейте денег на небольшую лупу или детский микроскоп – это позволит ребенку открыть новый мир. Чтобы было интересно, предложите своеобразную игру: превратиться в ученого и провести ряд исследований в природе и в собственной лаборатории. Детям очень нравиться такая игра. Экспериментировать можно с песком, глиной, водой, камнями, шишками. Этот материал несложно собрать во время прогулки в парк, лес, на речку, попросить у родителей. Однако животных для этой цели использовать нельзя. Дошкольник воспринимает зверей, птиц на равных, сопереживает им, но не проводит над ними опыты. Для экспериментирования необходимо в уголке иметь: Основное оборудование: приборы – помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки. Спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Дополнительное оборудование: детские халаты; клеенчатые фартуки; полотенца; контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценней он развивается. Но известно, что не одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и воспитателями (педагогами). В индивидуальных беседах, консультациях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к ребенку, признавая за ним право на собственную точку зрения, познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Предложить родителям рекомендации, чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию. Таким образом, организация экспериментальной деятельности – мощный стимул для развития важнейших черт личности детей: самостоятельности, целеустремленности, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности. «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми семи красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще возвращаться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский 30 марта 2021 в 23:00
Прикреплённые файлы:Документ: Организация опытно - экспериментальной деятельности детей в летний период Консультация для педагогов Описание файла:Файл называется: kons-dlja-vosp-v-letn-period_s4p70.docx Это официальный файл организации «Церенова Нина Михайловна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка»», в нём содержится Организация опытно - экспериментальной деятельности детей в летний период Консультация для педагогов. Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.