Церенова Нина Михайловна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка»
|
Организация экспериментальной деятельности с дошкольниками Мастер-классТема: Организация экспериментальной деятельности с дошкольниками Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности. Задачи: - Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности. - Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом. - Повысить уровень мастерства педагогов. Создать положительный эмоциональный климат у педагогов.
Приёмы и методы: словесный, игровой, практический. Оснащение: ТСО: экран, проектор, презентация «Организация экспериментальной деятельности с дошкольниками» Материалы и оборудование: мыльные пузыри на каждого участника; сырые и вареные яйца в корзинке, блюдце; чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной свитер; чашка с водой, цветы из газеты, бумаги, с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша; две чашки с водой, две трубочки, жидкое мыло; две тарелка с молоком, пищевые красители, средство для мытья посуды, ватная палочка, План проведения мастер-класса. I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему. II этап. Теоретический. Организация экспериментальной деятельности с дошкольниками. III этап. Практический. 1. Опыт 1 «Сырые и вареные яйца» 2. Опыт 2 «Способ разделения перемешанных соли и перца» 3. Опыт 3 «Засохшие цветы» 4. Опыт 4 «Мыльные пузыри» 5. Опыт 5 «Цветные узоры на молоке» IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход мастер-класса
I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему. Ведущий пускает мыльные пузыри. - Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада видеть вас на мастер- классе. - Я пускаю пузыри, Как салют летят они.
Откуда вдруг взялись они?
поможет нам …(эксперимент) - Совершенно верно, это эксперимент. Мой мастер-класс посвящен экспериментам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка и тема его «Организация экспериментальной деятельности с дошкольниками». II этап. Теоретический. Организация экспериментальной деятельности с дошкольниками. - Уважаемые коллеги, давайте для начала поразмышляем, какую роль играет детское экспериментирование в развитии ребенка – дошкольника? (ответы) Вывод: Да, экспериментирование играет важную роль для психического развития детей. Доказательством того служат излюбленные игры с водой с песком: ребенок бесконечно может переливать воду, разливать её по разным емкостям, «ловить рыбу», пускать кораблики, рисовать песком. - Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. - Давайте с вами вспомним, какие навыки развиваются у детей в процессе экспериментальной деятельности. (ответы) - Совершенно верно. Все названные вами навыки перечислены на слайде. В процессе экспериментальной деятельности у детей развивается: - Любознательность - Наблюдательность - Инициативность - Активность - Эмоциональность - Настойчивость - Общительность - Аккуратность - Усидчивость - Расширение кругозора - Мы уже знаем, что в соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми я отдаю практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому эксперименты на занятиях проводить просто необходимо, это вызывает у них любопытство и интерес к познавательной деятельности.
- определение и постановка проблемы; - поиск и предложение возможных вариантов решения; - непосредственное проведение; - обобщение полученных данных; - анализ полученного результата (подтвердилось или нет); - вывод. - Обращаю ваше внимание, что при проведении экспериментов необходимое условие – безопасность детей, поэтому нужно помнить несколько важных советов: 1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии. 2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты. 3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели. 4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит. 5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете. 6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности. 7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям. 8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям. При проведении экспериментов необходимо учитывать время проведения опыта, заинтересовать ребенка, объяснить ребенку, что при проведении опыта необходимо соблюдать правила безопасности, нельзя пробовать на вкус вещества и т. д. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. III этап. Практический. - Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. - Я приглашаю вас в сказку. - А как называется сказка, вы сами должны догадаться. - Вы знаете девушку эту, Она в старой сказке воспета. Работала, скромна жила, Не видела ясного солнышка, Вокруг - только грязь и зола. А звали красавицу …(Золушка). - Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка». - В очередной раз злая мачеха и её дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома. Но чтобы она не сидела без работы, приготовили для неё много заданий. На завтрак мачеха приказала приготовить вкусный омлет. Для него Золушке нужны сырые яйца и соль. Золушка берет корзину с яйцами, но что это? Сестры перемешали сырые и вареные яйца вместе. - Поможем Золушке отобрать сырые яйца? Опыт 1 «Сырые и вареные яйца» Проведение: Мне нужны два помощника. - Перед вами корзина с яйцами. Надо определить какое яйцо сырое, а какое вареное. - А вы знаете, как это сделать? (вареное яйцо крутится – сырое нет). - Давайте проверим. Вывод: в вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смешивается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом. - На этом «вредные дела » сестер не закончились. Они смешали соль и перец.
Опыт 2 «Способ разделения перемешанных соли и перца» Материал: Чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной свитер. Проведение: Мне нужна одна помощница. - На бумажное полотенце они высыпали перец и соль и перемешали. - Можно ли разделить соль и перец? (ответы) - Каким способом? (Ответы) - Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Я предлагаю простой способ. Надуть небольшой воздушный шарик. Потереть шарик о шерстяной свитер, затем поднести его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это один пример действия статического электричества. Шарик от трения о шерсть становится отрицательно заряженным, а перчинки, вернее, электроны перца, приобретают положительный заряд и притягиваются к шарику. А вот в соли, электроны перемещаются плохо, поэтому она остаётся нейтральной, не приобретает заряда от шарика, вот и не прилипает к нему. Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов. - Золушка справилась с этим заданием. - Но тут она заметила, что любимые цветы мачехи засохли. Их нужно срочно спасти. Опыт 3 «Засохшие цветы» Материал: чашка с водой, цветы из газеты, бумаги. Проведение: - Давайте поможем Золушке. Коллеги, подойдите ко мне. Возьмите цветы и опустите в воду. - Давайте понаблюдаем. - Что происходит с цветами? (лепестки цветов распускаются) - Как вы думаете, почему? - Какие цветы распустились самыми первыми? Вывод: цветы сделаны из бумаги, бумага намокает, вбирает в себя воду, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Первыми распускаются цветы, сделанные из тонкой бумаги. - Следующее задание для Золушки - нужно постирать белье. Она заработалась и совсем забыла, в каком ведре мыльная вода для стирки, а в каком чистая вода для ополаскивания. - Как можно помочь Золушке? Может быть, у вас есть предложения? - Мне нужен один помощник. Пройдите, к столу.
Опыт 4 «Мыльные пузыри» Материал: Две чашки с водой (одна с чистой водой, другая с мыльной водой), две трубочки Проведение: Перед вами две чашки с водой. В одной чистая вода, а в другой - мыльная. Возьмите трубочку, опустите в воду и подуйте в нее. А теперь в другой чашке. - Что образовалось в мыльной воде? (В мыльной воде образовалась мыльная пена). Вывод: молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой. Усилия выдыхаемого воздуха помогли образоваться мыльной пене. - Какие вы молодцы! Вот теперь Золушка точно запомнит, где какая вода (показывая на шапочки из пены). - Золушка услышала выстрелы салюта и громкую музыку - это королевский салют. Ей так понравился салют, что она захотела его нарисовать. Но бумаги у Золушки не было и она решила нарисовать салют на молоке. Опыт 5 «Цветные узоры на молоке» Материал: тарелка с молоком, пищевые красители, средство для мытья посуды, ватная палочка. Проведение: - Пройдите пожалуйста за столы. Насыпьте немного пищевого красителя в молоко и подождите. - Что вы заметили? (ответы) - Молоко начинает свой прекрасный вальс. В том месте, где упали крупинки красителя молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается. А от красителя на нем появляются затейливые узоры, полосы, цветы, снежинки. - Насыпьте разные цвета красителя, подуйте на молоко, чтобы получились еще более прекрасные узоры. - Возьмите ватную палочку, обмакните ее в средство для мытья посуды и опустите палочку в центр тарелки с молоком. Красители «сбегаются» и перемешиваются, получаются необычные круги. Вывод: молоко состоит из молекул жира. При появление моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители. - Нашей Золушке мы помогли, все задания успешно выполнили и она вам дарит мыльные пузыри. -Возьмитемыльные пузыри и подойдите ко мне. IV этап. Подведение итогов. Рефлексия. - Уважаемые коллеги! Вот и подошло к концу наше путешествие в мир экспериментирования. Прошу Вас высказать свое мнение по поводу услышанного и увиденного на мастер-классе с помощью мыльных пузырей. Откройте и при положительном ответе пускайте пузыри. - Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса? - Полезна ли была вам информация мастер – класса? - Появился у вас интерес к детскому экспериментированию и желание применять его в своей работе? (пускают пузыри)
Ведущий: Мы пускаем пузыри, В воздухе летят они.
- С помощью таких занимательных экспериментов вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным, счастливым, весёлым, максимально познавательным. - Спасибо за внимание и творческих Вам успехов! 31 марта 2021 в 19:56
Прикреплённые файлы:Документ: Организация экспериментальной деятельности с дошкольниками Мастер-класс Описание файла:Файл называется: master-klas-organizacija-yeksper-dejat-s-doshk_u1sgf.docx Это официальный файл организации «Церенова Нина Михайловна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка»», в нём содержится Организация экспериментальной деятельности с дошкольниками Мастер-класс. Размер файла: 0,04 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.