Церенова Нина Михайловна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка»

Современные тенденции формирования развивающей предметно-пространственной среды для работы с детьми раннего возраста согласно ФГОС ДО и СанПиН (из опыта работы)

Муниципальное казенное дошкольное  образовательное учреждение

"Детский сад № 4 «Улыбка» Левокумского муниципального округа

 Ставропольского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные тенденции формирования развивающей предметно-пространственной среды для работы с детьми раннего возраста согласно ФГОС ДО и СанПиН

(из опыта работы)

 

 

 

 

 

Церенова Н. М.

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Новокумский, 2022

 Для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для:

- двигательной активности,

предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Организованная мною развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослым и сверстниками.

При создании предметно-развивающей среды я  учитывала требования ФГОС, отображая её во всех центрах группы,  руководствовалась несколькими принципами:

- Создала условия для индивидуальных, подгрупповых, коллективных игр дошкольников, чтобы каждый ребенок мог найти себе удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния;

- Своевременное изменение предметно-развивающей среды: вносила новые атрибуты, игры, игрушки, игровое оборудование в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей;

- Обеспечила доступность к играм и игровым пособиям;

- Осуществляла учет половых различий детей, т. е. учитывала в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков.

Я старалась сделать  предметно-развивающую среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.

Представляю вашему вниманию центры предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО в группе раннего возраста.

 

 В свободном доступе для детей находятся атрибуты для сюжетно- ролевых игр: «Дом, семья». Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п. Они  доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

Для поддержания интереса игровой деятельности, обеспечиваю сменяемость материала.

В музыкальном центре располагаются  музыкальные и шумовые  инструменты - металлофон, бубен, барабан, колокольчики, погремушки, деревянные ложки, гармошка. Которые доставляют детям много радостных минут, и, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. С детьми играем в такие музыкальные игры, как «Угадай, на чем играю», «Что звучит», «Оркестр».

Имеется материал для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для работы с пластилином, баночки для воды и пр.).

 

Особую роль в приобщении детей к книге отвожу книжному центру. Стараюсь воспитать в каждом ребёнке интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге.   Красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей, которые с удовольствием их рассматривают и учатся общаться.

 

Любимые и знакомые сказки, потешки,  мы обыгрываем при помощи различных видов театра: пальчиковый, настольный, театр игрушек. Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально – речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.

Театральный  центр с разными видами театра - пальчиковый, настольный, театр игрушек.

 

Патриотический центр.

 

Центр природы служит не только украшением группы, благодаря ему дети получают  представление о мире растений и животных, учатся наблюдать, рассуждать, ухаживать за растениями. Здесь находятся муляжи овощей и фруктов, паспорт комнатных растений, оборудования для ухода за растениями – лейка и лопатки для рыхления, фартуки. В любое время года наш центр природы выглядит ярко и красочно, что безусловно привлекает внимание детей. Они с удовольствием экспериментируют, рассматривают  наглядный  материал, который находится в свободном доступе. Таким образом, формируется любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, эстетическое восприятие явлений.

 

В нашей группе  есть  центр сенсорики. Дидактические пособия, которые здесь представлены доступны для детей. Они яркие, разнообразные, а также они  полифункциональные т. к. при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем  мире. Это пирамидки, матрешки из двух-трех частей, вкладные чашечки и др.

 

Особое внимание уделяется развитию  потребности в движениях. Для этого в группе отведено большое пространство. Имеется различное оборудование: кольцеброс, кегли, мячи, обручи, каталки, мешочки, набитые песком, мягкие кирпичики, флажки, ленточки, платочки, султанчики.  Имея  в группе  разнообразный физкультурный  инвентарь, позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности.

 

Крупный пластмассовый  цветной  конструктор основных цветов, конструктор «Лего», деревянный строительный материал, каталки пользуются большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в игровой и двигательной активности.

 

Большой интерес у детей вызывает центр ряженья. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, фартуки, юбочки, которые любовно сшили для  них мамы. Уголок ряженья  дополняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр. Дети получают удовольствие и массу положительных эмоций.

 

Каждому ребёнку необходимо  свое личное пространство, где он может побыть один, остаться наедине со своей игрушкой, посмотреть книжку. В  группе  есть такой центр уединения, домик - палатка. Мягкие подушки, коврик  – всё это позволяет ребёнку комфортно расположиться и отдохнуть.

 

Центр песка и воды представляет собой оборудование для игр с песком и водой, формочки разных видов, совочки, грабельки, плавающие игрушки, мелкие игрушки от киндеров, ведерки.

 

Такая организация предметно-пространственной развивающей среды, по моему мнению, является наиболее рациональной, учитывает требования ФГОС, все основные направления развития ребенка третьего года жизни и способствует его благоприятному развитию.

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

16 сентября 2022 в 00:10

Прикреплённые файлы:

Документ: Современные тенденции формирования развивающей предметно-пространственной среды для работы с детьми раннего возраста согласно ФГОС ДО и СанПиН (из опыта работы)

Описание файла:

Файл называется: vystuplenie-kopija_epfff.docx

Это официальный файл организации «Церенова Нина Михайловна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка»», в нём содержится Современные тенденции формирования развивающей предметно-пространственной среды для работы с детьми раннего возраста согласно ФГОС ДО и СанПиН (из опыта работы).

Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.