Церенова Нина Михайловна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Коллекционер бумаги»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

«Коллекционер бумаги»

Цель: расширить представление детей о разных видах бумаги и ее свойствах.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей бумаги;

2. Сравнить качественные характеристики и свойства разных видов бумаги (картон, газетная, тетрадная);

3. Установить взаимосвязь разных видов бумаги и их использования;

4. Формировать навык обследования и вызвать интерес к исследовательской деятельности;

5. Активизировать речь детей.

Предварительная работа: ремонт книг, дидактическая игра «Что из чего сделано», беседа «Что такое коллекция?»

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, рассматривание картинок, исследование, опыты.

Материал к занятию: образцы бумаги, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная, салфетная), ножницы, емкости для воды, мольберт, кукла коллекционер, предметы из бумаги (коробка, тетрадь, газета, журнал, конверт, блокнот и т. д.).

Ход занятия:

1. Проблемная ситуация.

-Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие. Куда мы отправимся, узнаете, отгадав загадку.

Я белая, как снег,

Дружу с карандашами,

Где он пройдет, там заметку кладет.

-Что это? (бумага)

- Итак, мы сегодня совершим путешествие в мир бумаги.

2. Знакомство с историей бумаги

- Вы знаете, что раньше бумаги не было, а что же было вместо неё? На чем люди писали?

- Ученые - археологи раскапывали старые города, древние поселения, изучали рукописи, проводили исследования.

Вы хотите тоже проводить исследования, разгадывать загадки истории?

Тогда сегодня мы будем юными исследователями.

- В Греции писали на сырых глиняных плитках. На них буквы выдавливали острой палочкой. Удобно ли было хранить и переносить такие дощечки?

- В Египте из листьев растения папируса склеивали полоски и писали на них долгое время. Длина склеенных полос достигала сто шагов.

- Пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Его изготавливали из тонкой кожи молодых животных. Это очень прочный материал. Были даже целые пергаментные книги.

- А на Руси писали на березовой коре – бересте.

-Эти способы письма были неудобны, свитки из бересты занимали много места.

- Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны. На ней было очень просто писать, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.

- Как вы думаете из чего китайцы стали делать бумагу?

- В наше время бумагу по китайской технологии, изготавливают из деревьев на специальных бумажных фабриках.

-Бумага удивительный материал, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, письмом, книгой, упаковкой.

3. Знакомство со свойствами бумаги.

 -Я приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию для проведения опытов с бумагой.

- У вас на столах лежит бумага, возьмите в руки бумагу, скажите какая она?

-Как узнать об этом?

-Да, бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень.

Опыты

- Что вы уже знаете о свойствах бумаги? (мнется, рвется, режется, горит)

Сегодня мы попробуем провести опыты с разными видами бумаги и определить ее отличие.

1. Опыт «Разрывание бумаги»

- Перед вами картон, газетная и тетрадная бумага. Попробуйте разорвать каждую. (Дети выполняют задание)

- Что можно сказать о бумаге?      

2. Опыт «Разрезание»

-Если разрезать бумагу, что произойдет?

-Какую бумагу легче разрезать?

- Какой вывод вы можете сделать?

3. Опыт «Сминание бумаги»

-А сейчас попробуйте смять лист бумаги?

-Что происходит с бумагой?

-А теперь потяните ее. Что происходит с бумагой?

-Какая бумага легче рвется, почему?

- Что можно сказать о бумаге?    

4. Опыт «Намокание»

-Для создания этого опыта нам понадобится вода.

-Положите лист бумаги в емкость с водой. Что происходит с бумагой?

- Какая бумага намокла быстрее?    Почему?

-А что произойдет, если бумагу поджечь? (Она сгорает и остается пепел)

-А как вы думаете, можно бумагу разорванную соединить? Как?

-Итак, какие свойства бумаги вы узнали? (Называют все свойства бумаги)

- Разные виды бумаги окружает нас всюду. На изготовление бумаги уходит много сил и средств, поэтому бумагу нужно беречь.

 

4. Физкультминутка.

- Я предлагаю вам превратиться в деревья.

 Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы.
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы).

5. Виды бумаги.

-Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло. Сейчас я ее вам прочитаю:

«Уважаемые друзья! Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. Я путешествую по городам и селам и всем рассказываю о своей коллекции. Но в вашем городе со мной случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в вашу группу. Большая просьба, отыщите ее».

-Ребята, а вы знаете кто такой коллекционер бумаги? (Он собирает разные виды бумаги.)

-Ребята, поможем? Давайте поищем образцы бумаги в группе.

Дети ищут и приносят образцы, заранее спрятанные в помещении).

Коллекционер: Спасибо вам огромное! Вы спасли мою коллекцию! Я давно увлекся собиранием бумаги.

- Ребята, а давайте расскажем коллекционеру, какие мы знаем виды бумаги и покажем образцы.

1 - газетная бумага (для книг, газет, журналов)

2 - тетрадная бумага (для изготовления тетрадей)

3 - картон (для открыток, коробок, обложек)

4 - цветная (для аппликаций)

5 - альбомная бумага (для рисования)

6 - обойная (для оклейки стен)

7 - фотобумага (для фотографий)

8 - бархатная бумага (для труда, поделок)

9 - салфетная бумага (гигиеническое назначение)

10 - копировальная бумага

Коллекционер: Бумага – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Оглянитесь вокруг книги, газеты, тетради, обои, различные упаковки –все это бумага.

Из нее можно создать фантастический мир!

 

6. Рефлексия.

- Что интересного узнали о бумаге?

- Какие свойства бумаги мы используем в жизни?

 

19 ноября 2023 в 23:09

Прикреплённые файлы:

Документ: Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Коллекционер бумаги»

Описание файла:

Файл называется: konspekt-zanjatija-v-st-gr-kolekcioner-bumagi_nj3gt.docx

Это официальный файл организации «Церенова Нина Михайловна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка»», в нём содержится Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Коллекционер бумаги».

Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.